ГлавнаяРегистрацияВход
Понедельник, 23.09.2019, 02:02
Форма входа
Меню сайта



Электронный Дневник
Зачисление

Поиск

Архив новостей

RSS новости

Статистика и баннеры
портал город киров

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В помощь родителям

для выявления детей с логопедическими ошибками.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций:

- слуховой дифференциации звуков;

- правильного их произношения;

- звуковом анализе и синтезе;

- лексико-грамматической стороне речи;

- зрительном анализе и синтезе;

- пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия  (от греческого «графо» — письмо).

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда?

Необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, т.е. дисграфическим.

Классификация дисграфических ошибок.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового воприятия:

1. Пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;

2. Пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;

3. Пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;

4. Замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;

5. Замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;

6. Перестановки букв и слогов: онко-окно;

7. Недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;

8. Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;

9. Искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;

10. Слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;

11. Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

12. Нарушение смягчения согласных: болшой -  большой, толко-только, умчалис-умчались, мач - мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью  лексико-грамматической стороны речи:

1. Нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава - появилась трава, огромная бабочки - огромные бабочки;

2. Нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу - умчались в чащу, сидит стул - сидит на стуле;

3. Замена слов по звуковому сходству;

4. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;

5. Пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

1. Замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

2. Замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

3. Замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

4. Зеркальлное написание букв: с, э, ю;

5. Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

 

 

Виды нарушений процесса письма:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает своё дефектное произношение на письме.

Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциация фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и). Такие замены и смешение являются ярким показателем ОНР III-IV уровней и реже отмечаются у детей с ФФН.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Проявляется на уровне слова и на уровне предложения. Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:

1. Пропуски согласных;

2. Пропуски гласных;

3. Перестановки букв;

4. Добавления букв;

5. Пропуски, добавления, перестановки слогов;

6. Слитное написание слов;

7. Раздельное написание слов;

8. Слитное написание предлогов с другими словами;

9. Раздельное написание приставки и корня.

 

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

Оптическая дисграфия

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Эволюционная ( ложная дисграфия)

Специфические ошибки следует отличать от так называемой эволюционной, или ложной, дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности. Ошибки начинающих обучение школьников могут быть объяснены до некоторой степени трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями письма (Е.В. Гурьянов).

Признаками незрелого навыка письма могут быть:

-   отсутствие обозначения границ предложений;

-   слитное написание слов;

-   нетвердое знание (забывание) букв, особенно прописных (определенную роль играет фактор частотности использования конкретных букв в языке);

-   нехарактерные смешения;

-   зеркальная отраженность букв.

Такие ошибки не свидетельствуют о наличии дисграфии, если они единичны и нестойки.

 

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

     Виды дислексии:

     1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников.  Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (н-р,  твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.
     Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
     Отмечается также:
- побуквенное чтение;
- искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

     2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения  воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

     3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается:
- изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
- изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

     4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

     5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Хочется уделить особое внимание такой проблеме, как дизорфография.

Дизорфография - это специфическое нарушение  орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

Дизорфография как специфическое  расстройство языковой способно­сти школьников стала рассматриваться в логопедической литературе сравнительно недавно. Интерес к данному расстройству обусловлен тем, что в последнее десяти­летие учителя и логопеды отмечают уве­личение числа школьников, письмо кото­рых характеризуется наличием разнооб­разных орфографических ошибок, имею­щих тенденцию приобретать стойкий характер.

Среди причин возникновения дизорфографии у школьников, можно выде­лить несколько. Одной из них является неполноценное развитие или функциони­рование у детей сложно организованных и взаимосвязанных между собой психи­ческих функций, обеспечивающих овла­дение навыком письма, а затем формиро­вание у школьников грамотной письмен­ной речи. Это во многом может быть связано с ухудшением соматического и пси­хического здоровья детей, наблюдаемого специалистами в последние годы.

Дизорфография может являться след­ствием перегруженности детей объемом школьного учебного материала, которая обусловливает перенапряжение еще не закончивших свое развитие психических функций и вызывает сбой в их функцио­нировании. Однако следует отметить то, что причины возникновения дизорфо­графии, а главное - причины стойкого характера данного расстройства еще недостаточно изучены и требуют целена­правленных исследований.

Дизорфографический дефект обусловливается несформированностью у школьников базовых ком­понентов грамотности, к которым можно отнести развитую речь и сформи­ровавшееся на ее основе и в процессе практики письма «языковое чутье»; вла­дение произвольными действиями с языковыми единицами (метаязыковыми навыками); полноценное психологиче­ское обеспечение произвольных дей­ствий с языковыми единицами (имеются в виду сопровождающие письменную речевую деятельность процессы внима­ния, памяти; мыслительные операции).

Таким образом, дети, страдающие дисграфией, дислексией, дизорфографией нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Учитель-логопед  школы № 16: Утланцева Д.С.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 610002, г. Киров, ул. Воровского 16-а
Тел.: (8332) 67-09-66
Эл. почта: sch16@kirovedu.ru

МБОУ СОШ №16 © 2010-2019