Тематический курс
«Я в мире профессий»
(Данный курс ориентирован для учащихся 10-11 классов)
Найти свою дорогу, узнать своё место -
в этом всё для человека, это для него значит сделаться
самим собой.
В.Г. Белинский.
Выбор профессии - наиболее
важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Любой выбор
профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его
индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в
возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, специальности с
теми требованиями, которые она предъявляет человеку.
При правильном выборе индивидуальные особенности
подростка совпадают с требованиями профессии.
Курс ориентирован на старших подростков 16-17 лет, курс состоит из двух частей:
Первая часть в 10 классе - 35 часов и вторая часть в 11 классе - 35 часов. Продолжительность каждого занятия 1 час.
Специфика курса в том, что он реализуется с помощью различных методов: лекции;
дискуссии; ролевые игры; анализ конкретных ситуаций; психотренинг;
психодиагностические процедуры.
Цель: формирование у подростка
готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни
свои профессиональные и жизненные перспективы.
Задачи:
1. сформировать мотивацию
самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими
ресурсами и средствами.
2. обобщить сформированные навыки
адекватной самооценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный
выбор.
3. Познакомить школьников с миром
профессии, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на
рынке труда.
4. Сформировать ответственное
отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности,
представления о своих жизненных ценностях.
5. Оказать морально-эмоциональную
поддержку самоопределяющемся подросткам.
№ |
Содержание |
Кол- |
|||
п/п |
|
во |
|||
|
|
часов |
|||
1. |
Внутренний мир человека
система представлений о себе. |
1 |
|||
2. |
Профессиональные и жизненные
планы. |
2 |
|||
3. |
Самооценка и её роль в
профессиональном самоопределении. |
2 |
|||
4. |
Природные свойства нервной
системы; темперамент, черты |
3 |
|||
|
характера и их проявления в
профессиональной деятельности. |
|
|||
5. |
Профессиональные интересы,
склонности и способности и их |
2 |
|||
|
роль в выборе профессии. |
|
|||
6. |
Определение профессиональных
предпочтений. |
1 |
|||
7. |
Профессии, специальности,
должности. Их классификации по |
3 |
|||
|
отраслям, предметам, целям,
средствам и условиям труда. |
|
|||
8. |
Знакомство с
профессиограммой. |
2 |
|||
9. |
Мотивы и ценностные
ориентации в профессиональном |
2 |
|||
|
самоопределении и выборе
карьеры. |
|
|||
10. |
Учебные заведения. |
2 |
|||
11. |
Проектирование
профессионального плана, его коррекция с |
2 |
|||
|
учётом рынка труда. |
|
|||
12. |
Устраиваемся на работу по
правилам. |
2 |
|
||
13. |
Куда пойти учиться. |
2 |
|
||
В результате освоения курса «
Я в мире профессий» учащиеся должны:
•
Осознать свои личные особенности, интересы ,
склонности;
•
Получить и уметь использовать информацию об учебных
заведениях и различных профессиях;
•
Научиться пользоваться правилами выбора профессии;
•
Определиться в выборе будущей профессиональной
деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости
от рынка труда.
•
Обрести уверенность в себе и уметь предоставлять свои
возможности потенциальному работодателю.
Тематический цикл «Дорогой к себе»
Данный цикл занятий ориентирован на учащихся 9 класса.
Цель курса: Оказание
психолого-педагогической помощи старшеклассникам в подготовке к самостоятельной
жизни и формированию психологической культуры..
Задачи:
1.
Дать подростку знания о самом себе и научить его получать эти знания
самостоятельно;
2. Сфомировать адаптивные
навыки поведения;
3. Способствовать
нравственному самосовершенствованию подростка, его готовности к социальному самоопределению
и поиску жизненных ценностей.
Методы: лекционное изложение
материала; дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, психотренинг,
психодиагностические процедуры.
Занятия проводятся один раз в неделю. Курс расчитан на 35 часов.
Занятия направлены на
саморазвитие личности, формирование представлений о собственной значимости и
мотивации личностного роста.
В результате курса поростки
получат навыки самодиагностики по определению своих склонностей, способностей и
особенностей моделирования индивидуального пути личностного и профессионального
самоопределения..
Принятие себя как уникальной
личности, формирование самоценности. Развитие способности самостоятельно
ориентироваться в жизненных ситуациях. Соотносить собственые возможности,
способности с объективностью сложности задач.
Учебно-тематический план - 9 класс
№ |
Тема |
часы |
занятия |
|
|
1 |
«Мое направление» |
3 |
2 |
«Личность» |
3 |
3 |
«Ценности личности» |
3 |
4 |
«Самореализация» |
3 |
5 |
«Обида» |
2 |
6 |
«Как справиться с плохим
настроением» |
2 |
7 |
«Исследование самооценки» |
2 |
8 |
«Жить по собственному
выбору» |
3 |
9 |
«Свойства личности и
профессиональная деятельность» |
3 |
10 |
«Потребности человека» |
2 |
11 |
« Он и Она» |
2 |
12 |
«Каждый выбирает для себя» |
2 |
13 |
«Конфликты» |
2 |
14 |
«Куда идти» |
3 |
15 |
|
|
16 |
|
|
|
Общее количество часов |
35 |
|
Итого |
35 |