Тематический курс

«Я в мире профессий»

(Данный курс ориентирован для учащихся 10-11 классов)

 

 

Найти свою дорогу, узнать своё место -

в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой.

В.Г. Белинский.

 

 

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.

При  правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

Курс ориентирован на старших подростков 16-17 лет, курс состоит из двух частей: Первая часть в 10 классе - 35 часов и вторая часть в 11 классе - 35 часов. Продолжительность каждого занятия 1 час. Специфика курса в том, что он реализуется с помощью различных методов: лекции; дискуссии; ролевые игры; анализ конкретных ситуаций; психотренинг; психодиагностические процедуры.

 

 

Цель: формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы.

 

Задачи:

1.      сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

2.      обобщить сформированные навыки адекватной самооценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор.

3.      Познакомить школьников с миром профессии, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.

4.      Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.

5.      Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющемся подросткам.

 

Содержание

Кол-

п/п

 

во

 

 

часов

1.

Внутренний мир человека система представлений о себе.

1

2.

Профессиональные и жизненные планы.

2

3.

Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении.

2

4.

Природные свойства нервной системы; темперамент, черты

3

 

характера и их проявления в профессиональной деятельности.

 

5.

Профессиональные интересы, склонности и способности и их

2

 

роль в выборе профессии.

 

6.

Определение профессиональных предпочтений.

1

7.

Профессии, специальности, должности. Их классификации по

3

 

отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда.

 

8.

Знакомство с профессиограммой.

2

9.

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном

2

 

самоопределении и выборе карьеры.

 

10.

Учебные заведения.

2

11.

Проектирование профессионального плана, его коррекция с

2

 

учётом рынка труда.

 

12.

Устраиваемся на работу по правилам.

2

 

13.

Куда пойти учиться.

2

 

 

 

В результате освоения курса « Я в мире профессий» учащиеся должны:

         Осознать свои личные особенности, интересы , склонности;

         Получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

         Научиться пользоваться правилами выбора профессии;

         Определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда.

         Обрести уверенность в себе и уметь предоставлять свои возможности потенциальному работодателю.

 

 

Тематический цикл «Дорогой к себе»

Данный цикл занятий ориентирован на учащихся 9 класса.

 

Цель курса: Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в подготовке к самостоятельной жизни и формированию психологической культуры..

 

Задачи:

1. Дать подростку знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно;

2. Сфомировать адаптивные навыки поведения;

3. Способствовать нравственному самосовершенствованию подростка, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.

 

Методы: лекционное изложение материала; дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, психотренинг, психодиагностические процедуры.

 

Занятия проводятся один раз в неделю. Курс расчитан на 35 часов.

 

Занятия направлены на саморазвитие личности, формирование представлений о собственной значимости и мотивации личностного роста.

В результате курса поростки получат навыки самодиагностики по определению своих склонностей, способностей и особенностей моделирования индивидуального пути личностного и профессионального самоопределения..

Принятие себя как уникальной личности, формирование самоценности. Развитие способности самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях. Соотносить собственые возможности, способности с объективностью сложности задач.

 

Учебно-тематический план - 9 класс

 

Тема

часы

занятия

 

 

1

«Мое направление»

3

2

«Личность»

3

3

«Ценности личности»

3

4

«Самореализация»

3

5

«Обида»

2

6

«Как справиться с плохим настроением»

2

7

«Исследование самооценки»

2

8

«Жить по собственному выбору»

3

9

«Свойства личности и профессиональная деятельность»

3

10

«Потребности человека»

2

11

« Он и Она»

2

12

«Каждый выбирает для себя»

2

13

«Конфликты»

2

14

«Куда идти»

3

15

 

 

16

 

 

 

Общее количество часов

35

 

Итого

35